Ремонт стеклопластика
- Виды стеклопластика
- Способы ремонта стеклопластика
- Материалы используемые в ремонте
- Инструменты необходимые для работы
- Подготовительные работы
- Ремонт различных повреждений стеклопластика
- Полезные рекомендации и информация по ремонту стеклопластика
Стеклопластик ворвался в наш быт настолько прочно и давно, что мы даже не замечаем, что некоторая кухонная техника имеет корпус из него. В наше время из этого композита делается многое, он с легкостью может заменить пластик и некоторые виды металла, так как является довольно-таки прочным материалом. Даже некоторые детали для автомобилей делаются из него. Чаще всего на автомобиле можно встретить стеклопластиковый бампер или различные защитные кожухи. Помимо этого, из стеклопластика производят различные виды емкостей промышленного назначения, в т. ч. пищевого.
Стеклопластик, по сути, это пластик который усилен стекловолокном, поэтому он намного крепче. Он состоит из стеклянных нитей, в свою очередь нити создают волокно, из которого получают ткань, которая формирует основу материала. Волокна между собой пропитываются полиэфирной смолой, которая в данном случае является связующим веществом. Стекловолокно устойчиво к различным неблагоприятным условиям, в том числе и погодным. Оно не боится влаги, прямых солнечных лучей и перепадов температуры.
Виды стеклопластика
Существует множество видов стеклопластика, но мы приведем ниже только часто используемые в производстве:
- FRP – это стеклопластик армированный волокном. Данный вид крепкий, износостойкий и имеет хорошую коррозийную стойкость.
- RTM – данный вид стеклопластика производится методом инжекции смолы в закрытую форму. Производство требует определенных финансовых затрат. Производство изделия из данного материала позволяет получать точную копию детали.
- SMC – это полиэфирный прессматериал в виде листа, в состав которого входят: ненасыщенные смолы, наполнитель, добавки и стекловолокно. Все это запекается в печи. Данный вид стеклопластика является прочным и его поверхность идеально ровная.
Способы ремонта стеклопластика
Существуют несколько видов ремонта деталей из стеклопластика:
- Напыление
- Наложение
- Ламинирование
При ламинировании поверхности используется специальный клей. Это идеальный способ ремонта, так как клей для стеклопластика производится из недорогих компонентов.
При напылении или наложении поверхность необходимо покрыть гелькоутом. Такой способ ремонта не только восстанавливает деталь, но и дополнительно укрепляет ее.
Материалы используемые в ремонте
- Стеклоткань. Желательно марки T-26, она имеет плотность 285г/м2.
- Полиэфирные или эпоксидные смолы. В зависимости от вида работы выбирайте правильные смолы, которые подходят именно для ваших работ. Например, из эпоксидных смол для лодок может использоваться Crystic 2-446 PA, а для изделий бытового значения или для автомобильного бампера - Crystic 952 PA. Рекомендуем сделать выбор из ассортимента полиэфирных смол семейства Aropol, например Aropol M 105 TB.
- Отвердитель. Мы рекомендуем использовать Бутанокс М-50, так как он очень хорошо зарекомендовал себя.
- Стекломат. Также вам необходимо выбрать его нужную плотность (300,450,600 г/м2), все зависит от типов проводимых работ.
- Стеклорогожа плотностью 160, 300, 560, 720 г/м2.
- Соединительные пасты. Ненаполненная паста, например Enguard 72 A или Crestafix 90-78, со стекловолокном Enguard BP 90 ARF или Crestafix 90-80.
Также вам необходимо приобрести шпатлевку. Если у вас глубокая вмятина на изделии, то тогда необходимо выбрать шпатлевку со стекловолокном. Если дефекты небольшие, то тогда лучше использовать в работе универсальную шпатлевку. Для выравнивания подойдет легкая.
Не стоит забывать про гелькоут, парафиновый раствор, растворители, состав для снятия краски (перед началом работы краску необходимо удалить), грунтовку и лак. Также вам для работы понадобятся следующие инструменты: кисти, валики, перчатки. И не забывайте про защиту верхних дыхательных путей! Поэтому обязательно все работы проводите в респираторе и в перчатках!
Для зачистки поверхности вам пригодится наждачная бумага крупно и мелкозернистая. Для усиления поврежденной поверхности вам понадобится мелкоячеистая армирующая сеточка.
Не забудьте про емкости, в которых вы будете смешивать составы. Также заранее стоит позаботиться о том, чем вы это будете делать, например дрель-миксер для перемешивания.
Инструменты необходимые для работы
- Компрессор
- Строительный фен
- Шлифовальная машинка
- Болгарка
- Пульверизатор
В зависимости от работ, которые вы будете проделывать, набор инструментов может отличаться.
Подготовительные работы
Прежде чем приступить к реставрации изделия из стеклопластика, необходимо подготовиться. Качественные подготовительные работы – это 90% успеха конечного результата.
Давайте приведем в качестве примера ремонт поврежденного бампера из стеклопластика.
- Определяем участок работы. Необходимо устранять дефект локально, а не за один раз. Следует начать с мелких повреждений и двигаться к более крупным.
- Производим обработку поверхности. Удаляем краску, грязь, жир. Можно использовать растворитель.
- Защищаем кромки разрыва от торчащих волокон (радиус 10-15 см).
- Шлифуем крупнозернистой наждачной бумагой.
- Поверхность обезжириваем, тем самым повышаем адгезию поверхности.
Каждый вид повреждения требует индивидуального подхода. Поэтому мы рассмотрим самые часто встречающиеся повреждения стеклопластика и подробно расскажем про каждый этап ремонта.
Ремонт различных повреждений стеклопластика
В ходе использования какого-нибудь изделия, будь то кухонная мясорубка или бампер автомобиля, рано или поздно на нем появляются различного вида повреждения. Чаще всего они связаны с неправильной эксплуатацией или с неосторожностью. Например, зацепили бампером автомобиля бордюр, попытались отъехать назад и он от разрыва треснул. Таких примеров можно привести много. Давайте выясним, какие виды повреждения стеклопластика бывают?
- Различного рода сколы или отколы частей поврежденной детали.
- Царапины – особенно актуально на бампере автомобиля или других деталей. Если царапина появилась на емкости для промышленного производства, то тут ничего страшного нет. А вот если на бампере автомобиля, то тут уже портится весь внешний вид в целом. Можно сказать, что царапина на стеклопластике не является сильным повреждением (если она не глубокая и не влияет на силовую конструкцию изделия).
- Вмятины – например тот же самый автомобильный бампер. Въехали в металлический столбик или попали в небольшое ДТП и вот образовалась вмятина.
- Трещины.
- Разрывы и разломы (сквозные отверстия).
Такие виды повреждений чаще всего требуют ремонта по специальной технологии и методологии.
Как отремонтировать трещины
После завершения подготовительных работ, бампер из стеклопластика с трещинами (либо другое изделие) необходимо установить на ровную и устойчивую поверхность. Края необходимо застыковать, чтобы можно было узнать, какой размер заплатки нам необходим. Многие мастера утверждают, что кромки детали не нужно шлифовать, обосновывая тем, что заплатка тем самым будет крепче. Поверхность лучше зачистить на 5-6 см от места повреждения, таким образом мы получим идеальную плоскость.
Далее саму трещину и область вокруг нее в радиусе 10 см необходимо заделать полиэфирной смолой. Далее данный участок накрываем стеклотканью. Стеклоткань лучше выбрать марки 300 (300гр/м2). Далее ждем, пока все полностью подсохнет и только после полного высыхания можно уже наложить слой шпатлевки. После того как шпатлевка высохнет, ее можно будет зачистить финишной наждачной бумагой или шлифовальной машинкой. Готово, ремонт трещин на стеклопластике выполнен, теперь можно отремонтированный бампер красить и произвести монтаж на свое родное место.
Ремонт сквозных отверстий и разломов
Ремонт отверстий и разломов на стеклопластике требует больше времени и усилий. В таких случаях необходимо наложить заплатку и с учетом серьезности повреждения нужно заранее подготовить больше стеклоткани и шпатлевки, так как объем работы будет существенно выше. Все так же, как и при ремонте трещин: защищаем поврежденную поверхность – лицевую сторону бампера. На изнаночную сторону бампера необходимо наклеить скотч. Далее на лицевую сторону в радиусе 15 см наносится смола. При этом на смолу кладется стеклоткань, дабы придать прочности. Тут можно не жалеть и делать больше слоев стеклоткани. Большое количество слоев даст крепкое соединение между разломами. При этом нужно не забывать о необходимости пропитки каждого слоя полиэфирной смолой. Теперь необходимо дождаться пока наш «бутерброд» полностью высохнет. Также можно уложить стеклорогожку и пропитать полимерным составом.
После отвердения, если последний слой выступает, то его необходимо снять наждачной бумагой. И снова зачистить этот участок. Когда мы все зачистили, необходимо нанести грунтовку, чтобы повысить адгезию со следующим материалом. Ждем, когда грунтовка высохнет (примерно сутки) и только потом наносим шпатлевку. Чтобы избежать микротрещин поверх шпатлевки, необходимо наложить металлическую армирующую сеточку. Далее можно подождать пока все высохнет, но если нет времени, то можно все это просушить строительным феном, а затем произвести финишную обработку шлифовальной машинкой. Далее можно бампер грунтовать и приступать к покраске и полировке. Таким образом ремонтируется сквозная дыра или разлом на изделии из стеклопластика.
Ремонт вмятин и глубоких царапин
Сложность ремонта вмятин и царапин зависит от степени повреждений. Если вмятина глубокая, то ее необходимо ремонтировать как сквозное отверстие – заклеить пробоину стекловолокном. Если вмятины мелкие, то они ремонтируются методом нагрева и ручного выравнивания. Если есть не сильно выступающие части или плавные впадины, то их можно просто срезать, покрыть смолой, выровнять и зашпаклевать.
Ремонт отколов
Ремонт отколов у стеклопластиковых изделий самый сложный вид работ и порой требует дополнительных усилий. Если откол не серьезный и восстановить утерянный фрагмент можно, то считайте, что вы отделались легким испугом. Вам просто необходимо повторить форму откола из стеклоткани. Если же он имеет сложную геометрическую форму или это полноразмерная часть бампера, например, накладка, то в таком случае понадобится болванка, чтобы повторить форму идеально. При этом необходимо учесть, когда стеклоткань будет накладываться на болванку, то нельзя допускать образование воздушных пузырьков.
В любом случае, необходимо начисто зачистить кромку откола и максимально выровнять заплатку наждачной бумагой. Также необходимо промазать смолой и покрыть стеклотканью места соединений. Для дополнительного усиления изнутри также необходимо наложить стеклоткань и промазать ее смолой. После того как все слои полностью высохнут, вам останется только отполировать бампер и покрасить. Кстати любое изделие из стеклопластика можно покрасить или покрыть гелькоутом или топкоутом.
Полезные рекомендации и информация по ремонту стеклопластика
- Никогда не ремонтируйте всю поверхность сразу. Начинайте ремонт с мелких повреждений и заканчивайте большими участками. Не допускается производить ремонт одновременно больших и мелких повреждений.
- Удаляйте краску перед началом работ. Вообще, хорошая подготовка - залог качественного результата.
- Все материалы храните в темном месте (смолы, отвердители, гелькоут).
- Стенки матрицы необходимо всегда смазывать специальным составом, чтобы деталь из нее легко извлекалась и не получала при этом повреждений.
- Проводите работы по ремонту стеклопластика при температуре не ниже +15 градусов.
- Если вы собираетесь использовать ускоритель, то ни в коем случае не смешивайте его с отвердителем! Данная смесь приведет к чрезвычайно активной реакции и взрыву.
- Для увеличения тиксотропности смолы можно добавить в нее компонент аэросил, но только до 15% всего объема.
- Отвердитель необходимо добавлять в начале работы и разводить ей такое количество смолы, с которым вы успеете поработать до старта гелеобразования.
- Тщательно перемешивайте рабочие составы.
- Также обратите внимание, если гелькоут наносится на ремонтируемую поверхность, то в него необходимо ввести 3% парафиновый раствор, дабы удалить липкость.
- Позаботьтесь о том, чтобы свежий воздух циркулировал в месте, где происходит ремонт. Пары и запах от смол, растворителей и прочее вредны для здоровья!
- Используйте респираторы, чтобы защитить верхние дыхательные пути и защищайте руки перчатками, чтобы не разъело кожу. И ни в коем случае не трогайте руками свое лицо и слизистые оболочки!
- Слой гелькоута должен быть равен 0.5-0.8 мкм.
- Каждый слой стекловолокна, покрытый смолой, отверждается примерно за 2 часа.
Время гелеобразования для гелькоута и смолы
За какое время гелькоут станет гелеобразным, при добавлении 2% отвердителя? Ответ на данный вопрос вы можете найти в таблице ниже.
°С окружающей среды | Время |
15-17 | 24-26 минут |
20-22 | 15-18 минут |
25-28 | 9-12 минут |
А в этих таблицах вы найдете данные о времени гелеобразования для смолы.
°С окружающей среды | Время (добавление 1% катализатора) |
15-17 | 60-65 минут |
20-22 | 38-41 минут |
25-28 | 24-27 минут |
°С окружающей среды | Время (добавление 2% катализатора) |
15-17 | 40-43 минут |
20-22 | 28-30 минут |
25-28 | 19-21 минут |