Как пандемия Ковид-19 меняет композитную отрасль
Автор Dr. Michael Effing, CEO AMAC GmbH, Председатель правления AVK, Председатель правления Composites Germany.
Влияние Ковид кризиса на промышленные сегменты
Воздействие всемирной пандемии коронавируса затрагивает не только все сферы жизни и работы, но и все населением мира в целом.
Промышленность меняется из-за коронавируса, при этом влияние на разные сегменты рынка разное. В настоящее время наибольший эффект наблюдается в аэрокосмической отрасли, где Boeing и Airbus сильно страдают от общего сокращения поездок, обусловленного правительственными ограничениями. Ожидается, что в ближайшие 6-7 лет отрасль не сможет достичь докризисных показателей.
Автомобильный рынок также значительно пострадал, поскольку производственные линии в первом полугодии 2020 простаивали более 6 недель. Падение автомобильного рынка пластмасс в 2020 г. составило примерно 20% по сравнению с прошлым годом.
И наоборот, строительная отрасль и инфраструктурные проекты развиваются, извлекая выгоду из воздействия кризиса. В индустрии пластмасс этот сегмент рынка на сегодняшний день даже на 3,6% выше показателей прошлого года. Рынок ветроэнергетики по прежнему развивается, что особенно характерно для Германии.
Приведу лишь некоторые цифры по индустрии пластмасс в целом: с точки зрения материалов и технологий, падение общего рынка термопластичных композитов в 2020 г. составило примерно на 16%. Падение рынка SMC, который является крупнейшим рынком термореактивных материалов в мире, составило 20%.
В сентябре-ноябре наблюдалось некоторое восстановление, однако последовавшие затем новые локдауны в Европейских странах привнесли большую неопределённость.
Чтобы привести только один пример успешной трансграничной работы даже во время кризиса, я хотел бы выделить текущие финансируемые ЕС проекты Interreg, Light Vehicle 2025 и AACOMA.
Некоторые возможности для роста и экономические перспективы
В целом, эксперты согласны с тем, что 2021 год станет переходным, когда отрасль немного восстановится. Если все пойдет хорошо, в 2022 году мы сможем выйти на те цифры, которые были до кризиса.
Я приведу несколько примеров областей применения, которые, несмотря на кризис или благодаря ему, работают очень хорошо. Люди инвестируют в индивидуальные, безопасные и надежные способы путешествий. Таким образом, продажи домов на колесах, в производстве которых используется много композитных материалов (например, в панелях, крышах и интерьере), выросли более чем на 30%.
Возможности изменения и переориентации в аэрокосмической отрасли
База поставщиков для Boeing и Airbus должна быть пересмотрена, и они, возможно, будут сосредотачиваться на других рынках, таких как автомобили, инфраструктура или потребительские товары, или на других регионах. Например, компании, которые сегодня более активны в Европе или Америке, перейдут в Азию и, в частности, в Китай, где этот сегмент рынка стремительно развивается, потому что китайцам необходимо соединить более 100 городов с населением более 1 миллиарда человек внутренними воздушными перевозками, и, следовательно, в ближайшие пару лет потребуется много самолетов меньшего размера.
Обзор мировой промышленности
Если рассматривать отрасль в глобальном аспекте, то единственной страной с положительными темпами роста в 2020 году является Китай. Исходя из темпов роста 6-7% в 2019 году, они по-прежнему прогнозируют 3,4% на оставшуюся часть 2020 года. Существует ряд позитивных тенденций, которые нашли подтверждение на выставке композитов в Китае в сентябре 2020 года. Есть определенные трудности с поставками стекловолокна – и эта тенденция сохраняется. Цены на стекловолокно выросли почти на 14%, что вызвано возросшим спросом и невозможностью удовлетворить этот спрос. Китай - это единственный регион, завершивший 2020 г. ростом по сравнению с 2019.
С точки зрения восстановления экономики лидирует Европа и особенно Германия, тогда как странам Южной Европы приходится иметь дело с более серьезными проблемами, что особенно характерно для Испании и Италии. Они могут потерять значительную часть бизнес активов в странах с дешевым трудом, таких как Северная Африка, Ближний Восток и Азия.
Северная Америка немного похожа на Европу, однако нужно принимать во внимание небольшую задержку выхода из продолжающегося кризиса. Конечно, выборы здесь тоже сыграли свою роль, но мы ожидаем, что экономика в целом сможет начать восстанавливаться только в 2022 году.
Изменения в повседневном деловом взаимодействии, вызванные пандемией коронавируса
Что изменилось в повседневном деловом взаимодействии, особенно в отделах продаж и развития бизнеса? Из-за Ковида стало очень сложно проводить какие-либо личные встречи. Сейчас важно сосредоточить внимание на поддержании хороших отношений, бизнес-планов и проектов, созданных до кризиса. В отрасли почти нет желания что-либо менять, брать на себя какие-либо риски, делать инвестиции, если только нет действительно значительных преимуществ.
Вместо личных встреч последовал переход к использованию инструментов онлайн-видеоконференций для встреч с клиентами, поставщиками и даже коллегами, а также работа из домашнего офиса.
Некоторую степень разочарования вызывает то, что некоторые крупные промышленные игроки, особенно международные поставщики сырья, очень быстро уходят из композитной промышленности и связанных с ней инновационных разработок легких материалов, возвращаясь к традиционно используемым материалам, поскольку применение композитов требует достаточно длительного процесса развития и внедрения.
Во время кризиса приходится проявлять находчивость: в Германии, например, хорошим анти-кризисным решением была программа краткосрочной работы, которая действует до конца 2021 года. Это позволяет компаниям не терять своих сотрудников и снижать показатели безработицы.
Что будет после коронавируса?
Использование видеоконференций вместо личных встреч и работа из дома, безусловно, сохранится и в дальнейшем. Это позволит сократить командировочные и офисные расходы. Конечно, будет гораздо меньше краткосрочных поездок на дальние расстояния – скажем, не будет смысла лететь в США на однодневную деловую встречу или на 2 дня в Китай. Безусловно, потребность в личных встречах существует, но и их количество будет уменьшено - например, будет меньше торговых выставок, или же они будут длиться дольше, чем сейчас, чтобы уменьшить количество людей, находящихся в одном месте. Командировки станут более длительными, чтобы вы могли провести больше встреч с большим числом клиентов, а не со всеми сразу. Таким образом, в будущем продавец по-прежнему будет ездить к определенным клиентам, но более эффективным и менее затратным способом, сочетая это с использованием систем видео-связи и, возможно, других средств коммуникации. А тенденция работать из дома продолжится.
Оригинал обзора опубликован на сайте https://www.jeccomposites.com/