Итоги форума "Композиты без границ"
17 ноября 2021 года в Москве состоялся IX Форум «Композиты без границ». Эксперты отрасли обсудили новые технологи и разработки в области композитов, стратегию развития отрасли на ближайшие годы, а также роль и значение композитных материалов в достижении целей устойчивого развития.
Форум проходил в двух форматах – очно в Технопарке «Сколково» и онлайн на площадке ИННОПРОМ Online. Центральным событием стало пленарное заседание «Стратегия развития отрасли композитов до 2035 года». Среди спикеров Форума были Алексей Лихачев, генеральный директор Госкорпорации «Росатом»; Александр Сергеев, президент РАН; Виктор Евтухов, заместитель главы Минпромторга России; Андрей Клепач, главный экономист ВЭБ.РФ; Рустам Минниханов, Президент Республики Татарстан; Валерий Лимаренко, губернатор Сахалинской области; Алексей Русских, губернатор Ульяновской области; Анатолий Гайданский, первый заместитель генерального директора «Корпорации «Иркут», генеральный директор «АэроКомпозит»; Михаил Лифшиц, председатель совета директоров «РОТЕК»; Александр Мажуга, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Модератор Александр Тюнин, генеральный директор Юматекс Росатом, открывая дискуссию, отметил, что перспективы развития композитной мировой индустрии опираются на три ключевых фактора. Первый – развитие альтернативной энергетики с применением композитов: ветролопасти, баллоны для водорода, панели солнечных батарей, увеличение доли композитов в авиалайнерах и в других видах транспорта. Второй – развитие технологий переработки отходов и вторичного использования для решения, в том числе, экологической проблемы, поскольку углепластик работает до 100 лет и более. Третий – цифровизация, которая резко сократит срок и стоимость разработки новых материалов.
По мнению Алексея Лихачева, композиционные материалы в полной мере соответствуют целям устойчивого развития: «Одним из ключевых критериев выбора материала является жизненный цикл. Композиты в этом вопросе дают серьезную фору традиционным материалам. Срок службы изделий из композитов превышает 50 лет». В строительстве, по его словам, применение композитов позволяет снизить углеродный след за счет сокращения потребления традиционных материалов – стали и бетона. Применение композитов в авиастроении позволяет повысить топливную эффективность авиалайнеров. Термопластичные композитные водородные баллоны для экологичного транспорта способны выдерживать давление до 700 атмосфер и в 3-4 раза легче аналогов из металла.
Виктор Евтухов поделился своим видением стратегии развития российской отрасли композитов на ближайшие десятилетия и рассказал о запланированных мерах государственной поддержки. Александр Сергеев дал оценку текущему состоянию развития отечественной науки в сфере композитов и поделился мнением относительно того, какую роль в ее развитии должны играть государство и бизнес. Он, в частности, отметил значение Комплексной научно-технической программы (КНТП) «Новые композитные материалы» и проблемах с ее финансированием. Александр Сергеев подчеркнул, что формирование КНТП – одно из важнейших направлений работы Академии наук, под руководством которой над этими программами работают семь советов, объединяющих представителей промышленности, вузов и институтов РАН. При этом КНТП по композитам была пилотной, над ней работали долго и тщательно. «Когда мы говорим, что она не согласована с Минфином, то здесь ситуация действительно странная, потому что этот проект не согласован не потому, что он плохой, – утверждает Александр Сергеев. – Сейчас он вообще, по-моему, идеально выглядит. Но почему-то оказывается, что приходит очередной год и в бюджете средства на КНТП отсутствуют. На 2021 год предполагалось выделить довольно солидные деньги на КНТП, но оказалось, что этими деньгами пожертвовали для решения других вопросов».
Летом 2019 года Госкорпорация «Росатом» и Правительство Российской Федерации подписали соглашение о намерениях по направлению «Технологии создания новых материалов и веществ». В рамках этого документа была разработана Дорожная карта развития в России высокотехнологичной области «Технологии новых материалов и веществ», утвержденная весной 2020 года Заместителем Председателя Правительства РФ Юрием Борисовым. Но пока все мероприятия Дорожной карты исполняются исключительно усилиями Росатома и ряда других игроков рынка, бюджетное финансирование отсутствует. Андрей Клепач рассказал о том, как «донастроить» механизм дорожных карт, чтобы они стали эффективным инструментом отраслевого развития, консолидирующим все заинтересованные стороны: бизнес, государство и науку.
Рустам Минниханов поделился опытом развития композитного направления в Республике Татарстан, который помог быстро и качественно продвинуться вперед по широкому фронту решений в этой области. Среди успешных проектов предприятие «Алабуга-Волокно» по производству углеродного волокна, ПАН завод по созданию сырья для производства углеродного волокна, «Татнефть-Стекловолокно», «Татнефть-Пресскомпозит», «КАПО-Композит» по производству авиационных конструкций, «Завод стеклопластиковых труб», компания «Раритек», оборудующая Камазы и другую технику газо-топливным оборудованием, первый в России завод по производству современных карбоновых клюшек «ЗаряД» и целый ряд других. Алексей Русских рассказал, что в регионе запущено производство ветролопастей компании «Vestas», стартует проект по созданию пултрузионного профиля DowAksa, компания «Гален» производит композитную продукцию для строительного сектора, 90% которой идет на экспорт, создаются образовательные центры в области композитов. Валерий Лимаренко обратил внимание на актуальность применения композитов на Дальнем Востоке, особенно на удаленных территориях, где наиболее остро стоит вопрос создания инфраструктуры – прежде всего, транспортной и жилищной.
Анатолий Гайданский отметил, что российским композитным материалам удалось полноценно заместить импортные аналогии. Он также выразил уверенность в том, что отечественные композиты будут востребованы в других авиастроительных проектах, например, в развитии семейства самолетов МС-21, в создании российско-китайского широкофюзеляжного самолета. Михаил Лифшиц заявил, что важно заниматься не только внедрением композитов, но и развивать гибридные материалы, которые позволяют совместить свойства металлов и композитов и показывать эффективность в традиционных и новых отраслях промышленности.
Александр Мажуга поделился мнением о том, что необходимо сделать ВУЗам и работодателям, чтобы создать все необходимые условия для развития талантов, пополнения композитной индустрии предпринимателями, технологами, конструкторами, химиками, способными вывести страну на новый уровень.
В рамках форума состоялись панельные дискуссии: «Легкие крылья: как государство может помочь взлету российского рынка композитов», «Композиты – материалы, разработки, внедрение, эффективность», «Композиты – современный тренд судостроения», «Новые возможности применения композитов в строительной индустрии», а также мастер-класс по созданию композитной клюшки, «Композитный стендап», питч-сессии, церемония вручения наград IV конкурса «Композиты без границ. AWARDS».
В рамках форума на одной тысяче квадратных метров была развернута эффектная выставочная экспозиция последних достижений производителей изделий из композитных материалов в различных отраслях промышленности: авиастроении, создании беспилотников, транспортных средств, в строительстве, энергетике, медицине, спорте, дизайне мебели и в других направлениях жизнедеятельности человека.
В работе форума приняли участие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, российских компаний отрасли производства композитов и изделий из них, компаний, потенциальных потребителей изделий из полимерных композитных материалов в сфере транспортной инфраструктуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, проектных институтов и инжиниринговых организаций и образовательных учреждений.